Обращение к клиентам
Уважаемые клиенты!В последние дни Российская Федерация и ее финансовый сектор столкнулись с суровыми санкциями.
В рамках конференции НАУФОР «Управление активами 2017» был проведен круглый стол «Влияние новых технологий на индустрию управления активами», за которым участники обсудили тему дигитализации и развитие робо-эдвайзинга в мире и в России. В дискуссии участвовал Олег Янкелев, председатель совета директоров ООО «УК ФинЭкс Плюс».
Одна из основных новостей — это то, что государство достаточно активно подходит к дигитализации страны в целом. Готовится к пилотному запуску проект «Электронное удостоверение личности гражданина»: соответствующий пробный проект может быть запущен уже в 2018 году. Рынку это важно знать, чтобы планировать свои активности в отношении всего, что касается онлайн продаж финансовых продуктов.
Подведены первые итоги введения удаленной идентификации. На март 2017 года уже 12 профучастников полностью наладили взаимодействие с клиентами через ЕСИА (включая сервис Финансовый Автопилот), 6 компаний смогли полностью внедрить процесс проведения идентификации по набору данных через СМЭВ и еще несколько компаний работают над подключением. Процедура работает лучше, чем ожидалось, средний срок прохождения запроса на идентификацию составляет 6–8 минут.
Почему вообще следует говорить о дигитализации применительно к индустрии управления активами? Целевым инвестором для индустрии индивидуального доверительного управления был и остается человек в возрасте 40+. При этом мы видим, что к 2020 году к обозначенному рубежу (40+) подойдет так называемое поколение миллениума, обладающее своим характерным набором ценностей. К этому надо быть готовыми. В частности, не надо воспринимать дигитализацию как простое следование общему направлению. Потому что тренд на дигитализацию прямо обусловлен поколенческими особенностями «миллениалов».
Собирательное понятие «типичный инвестор» в настоящий момент утратило актуальность как таковое. Типов инвесторов несколько: они будут характеризоваться различными потребностями, будут формулировать цели накопления под различными лозунгами.
Будет у них и общее: так, форматы получения ими информации изменятся в целом. Предполагается, что информация будет предоставляться инвестору через удобные (преимущественно цифровые) каналы восприятия, в удобных формах, все бумажные истории с подробными описаниями процесса инвестирования будут уходить в прошлое. Будет возрастать доверие к социальным сетям. Потребители будут ожидать появления некой единой точки входа в рынок — вроде службы единого окна, когда через одно окно им предложат весь набор финансовых услуг.
При этом на подходе следующее поколение. Благосостояние у них пока низкое, но оно растет, уровень дигитализации у него — высокий, потенциал роста благосостояния высокий. Инвесторы, пользующиеся цифровыми технологиями, моложе во всех смыслах и индустрии надо быть готовой к этому.
Во всем мире, если речь идет о робо-эдвайзинге, обычно имеется в виду конкретный способ доставки потребителю давно известной услуги доверительного управления. На первом месте в этой услуге находится выбор оптимальной аллокации активов на основе инвестиционных целей клиента, имеющихся у него ограничений, а также предпочтений по риску. При этом в разговоре о ДУ чаще всего речь идет не о выборе конкретных бумаг (акций и облигаций), а об аллокации с помощью индексных инструментов. Это характерно для международного рынка, а вот в России это не так. В России мы довольно часто имеем в виду аллокацию в отношении акций, облигаций и структурированных продуктов. В этой ситуации остаются необслуженными клиенты с небольшим объемом капитала. Которые хотят иметь хороший портфель, хорошие инвестиционные решения; но, с другой стороны, не могут получить сервис нужного качества — именно в силу его высокой стоимости. Проблему могут решить автоматические инвестиционные советники – такие, как сервис Финансовый Автопилот, который обеспечивает качественный подбор портфеля по стандартной методологии и при этом использует современные методы, адаптированные к рыночной практике. Это дает существенное снижение издержек и для клиента.
Пару слов о том, как возникла идея робо-эдвайзинга. Вначале были заложены основы современной портфельной теории и понимания того, что доходность во многом обеспечивается именно аллокацией, а не выбором конкретных бумаг. В 70-х появились первые индексные фонды. Отношение к ним было настороженное, даже агрессивное. Некоторые даже считали, что они убивают американскую мечту. Далее, в 90-х возникли ETF. Сильным катализатором для развития пассивных стратегий стал кризис 2008 года, во время которого многие клиенты, многие годы платившие своим управляющим высокие комиссии, столкнулись с тем, что во время кризиса их портфели вели себя еще хуже, нежели портфели людей, просто работавших через индексные фонды. В результате в начале 2010 года на рынке стали появляться первые автоматические платформы управления активами. При этом они предлагали новый способ доставки для активного управления.
Сейчас под робо-эдвайзингом подразумевается портфельная аллокация с помощью индексных инструментов и использованием пассивных стратегий управления.
Робо-эдвайзинг на сегодняшнем этапе как раз и является защитной технологией для индустрии управления активами.
Потому что индексный фонд обыгрывает единичные активы, причем серьезно. В зависимости от горизонта. А если вы пытаетесь повторить состав индекса на единичном счете клиента, это влечет за собой высокие операционные расходы на составление портфеля. Процесс робо-эдвайзинга устроен так, что после того, как определена аллокация, он подбирает наиболее эффективный инструмент из возможных. И в существующем наборе инструментов наиболее эффективными оказываются именно индексные фонды.
Кстати, состав управляющих, которые оказались в состоянии обыграть индекс, постоянно меняется. Счастливчиков мало. Их намного меньше, чем должно быть в случайном процессе.
Источник: Вестник НАУФОР • №4, апрель 2017.