октябрь 18, 2017

Олег Янкелев — о робо-эдвайзинге

Олег Янкелев — о робо-эдвайзинге

Алексей Тимофеев, президент НАУФОР: Действительно ли группа FinEx единственная в России предложила полноценного робо-эдвайзера, в соответствии с западными стандартами?

Олег Янкелев, управляющий партнер, FinEx Capital Management: Прежде чем ответить на поставленный вопрос, хотел бы дать небольшой комментарий. Была озвучена статистика, что среди новых клиентов брокера доминируют мужчины, то есть налицо гендерная диспропорция. Это вполне коррелирует с известным фактом, что мужчины являются более самоуверенными инвесторами, а женщины — более успешными. Если вы знакомы со статистикой робо-эдвайзинга, то знаете, что там гендерного доминирования нет, пропорция между полами примерно 50:50. Это свидетельствует о том, что робо-эдвайзинговые стратегии подходят существенно большему количеству инвесторов.

Возвращаясь к вопросу. Наша команда, FinEx, действительно является пионером робо-эдвайзинга в России. Когда мы только начинали публично обсуждать перспективы этого направления в России, то комментарии со стороны были довольно скептическими. Но спустя некоторое время идея робо-эдвайзинга была подхвачена и брокерами, и управляющими, и даже компаниями, не имеющими лицензий профучастника фондового рынка. Во многом это было обусловлено появлением доклада Банка России, в котором дана высокая оценка новой технологии. Сейчас о создании собственного робо-эдвайзера не говорит только ленивый. Но, к сожалению, большинство продуктов, позиционирующихся как робо-эдвайзинг, таковыми не являются. Они используются исключительно в маркетинговых целях.

Термин «робо-эдвайзинг» говорит сам за себя. Это автоматизированная услуга, используемая в рамках доверительного управления. Первые робо-эдвайзеры давали клиентам рекомендации по выбору конкретных инвестиционных инструментов. Такого рода проекты и сейчас доминируют на российском рынке. На следующем этапе к ним добавились стратегии, позволяющие создавать определенные портфели. Процесс перебалансировки при этом оставался на стороне клиента. И только в последние несколько лет появились полноценные робо-эдвайзеры, в составе которых предусмотрена автоматическая перебалансировка портфеля.

При этом ведется много дискуссий на тему, требуют ли робо-эдвайзеры дополнительного регулирования. На мой взгляд, скорее нет, поскольку робо-эдвайзинг — это всего лишь новый способ доставки уже известной услуги доверительного управления массовому клиенту. С этой точки зрения любая компания, обладающая лицензией на доверительное управление и фидуциарными обязательствами перед клиентами, имеет право оказывать такого рода услугу.